Sketch. Часть 2

Сегодня продолжу знакомить вас с программой Sketch, с целью последующего перехода к работе с ней из Photoshop. Ссылку на первую часть оставляю здесь.

Следует отдать должное разработчикам, которые подогнали инструментарий программы для работы с пикселями. Судя по всему, они сами в свое время намучились, работая в фотошопе и иллюстраторе, и решили создать программу, куда внедрили лучшие механизмы подгонки пикселей.

При создании графики в Sketch, она по умолчанию привязывается к пиксельной сетке, и вы никогда не получите дробных значений, и как следствие края и линии будут четкие и сглаженные, без размытости и пушистости.

Удивительной особенностью Sketch является возможность исправить все неровности и размытости объекта в один миг.
Для примера возьмем перечень элементов графики (глифов), которые создавались в иллюстраторе. При переносе в Sketch они немного потеряли качество, что хорошо просматривается при значительном увеличении.

Глифы

Далее применяем команду Layer > Round To Nearest Pixel Edge. Иконки выровнялись так, что не осталось отклонений от нормальной толщины линий:

Глифы

Очень простая, но удобная функция, которая поможет сократить время. Вспоминаю те утомительные ночи, которые я коротал выравнивая и очищая логотипы, и иконки для клиента. Каждый из них я редактировал вручную, чтобы подогнать по сетке. Sketch выполняет это за секунды.

Однако, будьте осторожны. Бывает, что у этой функции что-то пойдет не так, она корежит безье-сплайны, появляются артефакты. Стоит быть снисходительней к разработчикам. Они доработают алгоритм, и все будет четко.
Программа может похвастаться созданием прямоугольников с округленными углами. Что бы вы не вытворяли со своими прямоугольниками, всегда можете поменять округленность, как у выделенного, так и у всех сразу.

Прямоугольники

Между делом, двойное нажатие мышкой или при нажатии клавиши Enter на объекте, перекинет вас в режим редактирования составляющих. Тогда вы сможете выбрать и потягать узелки безье-сплайнов, конвертировать узловую точку в один из четырех типов и проделать ряд других полезных манипуляций.

Этот режим позволяет выбирать конкретные точки и указывать их взаимодействие. Разработчики считают, что деление пикселей ненужно, так как за базу берутся целые числа. При этом, в отдельных случаях нужно более детальная подгонка. И на это была добавлена возможность корректировать узлы на объекте со значением в половину пикселя:

Sketch

В этом режиме можно выбирать один или парочку узлов, и сдвигать их таким образом, чтобы создавалась нужная граница с половинной прозрачностью.

В режиме редактирования сегменты и узлы подсвечиваются при наведении на них курсора.
Предоставлена возможность создавать новые узлы на кривых. Для этого необходимо навести курсор на любую грань, которая подсвечена голубой линией. При нажатии на нее, появится новая узловая точка.
Двойное нажатие по вновь созданной точке переключит ее между угловой и сглаженной с симметричными направляющими.

Если зажать клавишу Сmd и навести курсор на какой-либо сегмент, появится вероятная равноудаленная точка на кривой, от ближайших узловых точек. Ее можно создать при нажатии на нее мышью.

Sketch

Чтобы удалить точку, необходимо всего лишь выбрать ее и нажать кнопку Backspace или Delete.

Обидно, что разработчики чуток перестарались, спрятав две очень полезные функции при создании кривых Безье. Обе кнопки «Finish Editing» (заменяется нажатием Esc или Enter) и «Close Path» (увы, по умолчанию не заменяются ничем) едва различимы наверху в панели инспектора:

Sketch

При работе с инструментами Vector или Pencil у вас не будет возможности остановить дальнейшую прорисовку кривой, если при этом не была нажата кнопка «Close Path» или клавиша Esc.
Далее вы сможете выбрать произвольные точки на объекте (нажатием или рамкой вокруг нужных точек) и выполнять с ними любые изменения.

Sketch

Если на замкнутой кривой нажать «Open Path», снова откроется инструмент дорисовки кривой без возможности остановить это и перейти к выбору требуемых точек.
И при этом вы не сможете замкнуть векторную форму, просто подведя курсор к концевой точке, как в Illustrator. Логика не совсем ясна, но привыкнуть можно.

Я назначил клавиатурную комбинацию Cmd-Alt-P на функцию Layer > Paths > Close Path, и теперь в процессе создания кривых Безье можно легко замкнуть концевые узлы:

Sketch

Скажу одно – создание и редактирование кривых в Sketch, одно удовольствие, особенно после провальных попыток внедрения функций иллюстратора в фотошоп.

Существует одно правило для Sketch: если вы что-то не то нажали, или зашли не по адресу, нажимайте клавишу Esc – это практически всегда отменяет выбранный режим, так что не ошибетесь.

Sketch также располагает функцией изменения ширины обводки на произвольных участках. Для этого выбираем объект с обводкой и включаем функцию Layer > Paths > Stroke. Width. Появится возможность добавлять или убирать парные контрольные точки на контуре, которые позволяют сужать или расширять обводку:

Sketch

Любую обводку при этом можно легко превратить в заливку с помощью функции Layer > Paths > Vectorize Stroke. Я назначил на эту функцию клавиатурное сокращение Cmd-Alt-R:

Sketch

Текст тоже можно превратить в редактируемые кривые с помощью команды Type > Convert Text To Outlines (Shift-Cmd-O):

Sketch

В большинстве случаев конвертация будет успешной, но временами могут отобразиться нежелательные артефакты.

При конвертации в кривые Sketch создает группу, в которой отдельным слоем является каждая буква из конвертированного текста. Соответственно, редактировать получится только каждый символ по отдельности. Выбрать все символы сразу и редактировать все узловые точки у разных символов одновременно не получится.

Дело в том, что у Sketch несколько своеобразная и не совсем привычная работа с булевыми операциями. Разработчики Bohemian Coding решили, что любые булевы операции над векторными формами будут недеструктивными. То есть в любой момент можно поменять тип взаимодействия форм, а также отредактировать любую составляющую.

При этом результатом булевой операции становится группа, содержащая исходные формы в нетронутом виде. Эта группа отображается в панели слоев с маленьким значком, который является контуром, полученным в результате сочленения исходных форм. Справа появляется серая иконка, указывающая на то, с каким типом сочленения вышележащая форма взаимодействует с нижележащей. Нажатие на эту иконку вызывает появление попапа, где можно выбрать любой другой тип булевой операции:

Sketch

Разработчики предусмотрели возможность объединения нескольких форм в одну. С помощью команды Layer > Paths > Flatten (или при нажатии по соответствующей кнопке на тулбаре) происходит слияние тех участков исходных форм, которые либо дополняют друг друга (Union), либо вычитают одну из другой (Substract), либо пересекаются (Intersect). В таком случае результатом будет всего один новый объект. Если же возникают области пересечения или дырки, то такие области появятся как отдельные слои. Поэтому в случае булевой операции Difference вы всегда получите как минимум два объекта, помещенных в группу. Куда более неожиданные варианты получатся, если вы пытаетесь применить Flatten к более сложным типам сочленения между несколькими формами. Немного необычно, но привыкнуть можно:

Sketch

Также можно скрыть отображение дырок, не меняя тип булевой операции и не трогая сами формы. Для этого нужно в панели инспектора справа нажать на маленькую иконку шестеренки в разделе Fill и вместо режима Even-Odd выбрать из всплывающего списка режим Non-Zero. Однако, данный метод работает далеко не всегда. Например, у сконвертированной в кривые буквы A дырка осталась не скрытой, тогда как круглая дырка внутри прямоугольника исчезла (хотя сама круглая форма по-прежнему присутствует в группе):

Sketch

Если Flatten не применялся, совмещенные с помощью любых булевых операций объекты можно разъединить с помощью команды Layer > Paths > Split:

Sketch

Также можно объединять незакрытые формы с помощью команды Layer > Paths > Join. Выберите два или несколько таких объекта, примените Join, и образуется один объект, в котором ближайшие концы исходных форм будут соединены в одну узловую точку:

Sketch

На этом пока все. Ждите следующих статей, в которых я расскажу еще об интересных и полезных возможностях этой программы.

Обсуждение закрыто.